четверг, 23 декабря 2010 г.

Как на Колины именины…

Бондаревский.
Александра Римская
В далекие советские времена мне частенько доводилось ездить в Ригу, в командировки. Что поразило больше всего – насколько трепетно относятся латыши к именинам. На столе у каждого руководителя – ежедневник или отрывной календарь, в котором непременно указаны имена на каждый день. Не поздравить сотрудника или хорошего знакомого с «днем Ангела» – тяжкое преступление.  День рождения в Латвии считается делом интимным, его отмечают обычно только с ближайшими родственниками и друзьями. А вот именины – наоборот. Любой может заглянуть в гости без предупреждения, и к этому нужно быть готовым во всеоружии.

По мере того, как «наши» перестают «верить в отсутствие веры» или просто слушают новости, тоже узнают, когда кого поздравлять. И почему – именно в этот день. Например, неделю назад отмечали день памяти апостола Андрея Первозванного. (Как говорил один мой знакомый на полном серьезе – «праздник Андрея Первозданного».) С детства очень люблю Андреевскую церковь (хоть я – человек не религиозный) и Андреевский спуск в Киеве - моя бабушка там родилась. К слову сказать – неплохо родилась! Прадедушка был квалифицированным рабочим – столяром-краснодеревщиком. До революции он в состоянии был обеспечивать пятерых детей, держать двух-трех помощниц по дому, снимать четырехкомнатную квартиру в самом центре Киева. (Кто из нынешних любителей разглагольствовать об успехе может потянуть хотя бы такой уровень?) Впоследствии бабушку приняли в художественный институт исключительно за «рабочее происхождение» (ее отличные знания никого не интересовали). Но стипендию не платили, поскольку узнали, что ее отец либо сам находил себе заказы, либо добросовестно работал на солидных частных фабриках. То есть, к безруким пролетариям отношения не имел.

Андреевская церковь
Но я, вообще-то, об именинах. Вчера мы рьяно поздравляли всех знакомых-Николаев. А в Старый Новый год «состоится» день Василия Великого. О, мой бывший налоговый инспектор Вася, которого собственные сотрудники величают лохом! И у него есть Небесный покровитель. До меня только сейчас начал доходить первоначальный смысл выражения «день Ангела». Когда-то родители заботились о том, чтобы ребенок получал защиту и помощь того, в честь кого он назван. И тут я ощутила нечто среднее между высокодуховным порывом и давлением Национального Священного Животного. А я? А мне – что? А чем я хуже? Так и началось это исследование. Надеюсь, то, что я узнала, будет интересным, полезным и для других. Ведь не одна я ношу это имя.

Национальное Священное Животное
В первый раз я столкнулась с трактовкой православного календаря лет пятнадцать назад. На одном приеме в числе гостей был и священник. Он доказывал, что имени Валерия нет вообще и обращался ко мне «Валентина». В последнее время я покупала отрывные календари киевского издания. Они светские, но там перечислены все православные праздники и имена. Конечно же, чтение такого календаря доставляет громадное удовольствие! Можете представить, если бы вас назвали, допустим, Сосипатрой? Выбор велик: Епихария, Христодула, Феопистия, Хариесса, Каздоя и многие другие. И еще меньше ста лет назад можно было встретить людей с подобными именами. У моего дедушки, например, одного препода в институте звали Елпидифором Анемподистовичем.

Валерия Римская
Царица Валерия
В таком календаре я нашла упоминание о Калерии (Валерии) Кесарийской. День ее памяти 20 июня – даже недалеко от моего дня рождения. Но никакого душевного отклика ни само изображение, ни ее история не вызвали. Я было расстроилась – больше в киевских календарях о Валерии ничего не сказано. К счастью, когда стала искать в Интернете, среди прочего наткнулась на сайт, где рассказывалось о царице Александре Римской и ее дочери Валерии. Александра Римская известна в связи с подвигами Георгия Победоносца. Тут меня сразу охватило вдохновение – мою бабушку звали Александрой Георгиевной! Икон с изображением Александры Римской очень много – ведь имя Александра носила буквально каждая третья представительница российской императорской семьи. Над этими иконами трудились лучшие художники, например, Бодаревский и Брюллов. Произведение Бодаревского сейчас находится в Третьяковской галерее. Моя бабушка в молодости была буквально  копией той, что изображена на иконе.
Брюлов. Александра
Александра Римская жила в конце III – начале IV века нашей эры. Она была женой тогдашнего императора Диоклетиана. Это был довольно мудрый правитель, который для качественного контроля за империей назначил себе еще троих равноправных «компаньонов». За одного из них он выдал замуж свою дочь Валерию. Так что Валерия была и дочерью, и женой императора. (В древнеримские времена происхождение императоров было все же попроще, чем в более современной цивилизованной Европе). В музеях даже сохранились монеты с изображением царицы Валерии. Еще один соправитель Римской империи с веселым именем Констанций Хлор был женат на Елене. Потом он с ней развелся, а Елена прославилась во второй раз уже тогда, когда их сын Константин объявил ее царицей Константинопольской. (О четвертой царице римской того времени я пока ничего не знаю.) Если учесть, что Еленой звали мою прабабушку, маму бабушки Александры,  моему удивлению не было предела. Все, кто был знаком с прабабушкой Еленой, в один голос говорили, что она была малограмотной, но «с государственным умом».

Елена Константинопольская
Увлеченная такими открытиями, я захотела больше узнать и об имени мамы – Нины. Как оказалось, Нина-просветительница Грузии жила в то же время, что и вышеописанные герои. Более того, ее отец Завулон приходился родственником тому же Георгию Победоносцу! Ниной звали и еще одну мою прабабушку, маму второй бабушки Марии. (Имя Мария говорит само за себя). Когда я осознала все это, возникло какое-то очень светлое чувство причастности к великому. И ведь почти за каждым популярным у нас именем стоит заслуженный и прославленный в вечности человек! А мы, как правило, того не помним или вовсе не знаем. Даже неудобно как-то: носимся, как ужаленные, со своими ежедневными мелочными заботами…

Нина просветительница
С изображением царицы Валерии оказалось гораздо сложнее, чем с общей информацией. Почти на каждом религиозном сайте рассказывается о судьбе Георгия, Александры и Валерии (день памяти у всех троих один - 6 мая). Но изображены на всех только Георгий и Александра. После долгих поисков удалось все же набрести на два сайта российских иконописных мастерских. Спасибо художникам! От второго варианта я получила особенное удовлетворение, словно нашла какую-то частичку своей души. Надеюсь, что всем, кто носит имя Валерия и их близким, тоже понравится. Да и все остальные, чьи имена я здесь упомянула, узнают что-то новое для себя. Может быть, со временем и у нас будут настолько же часто поздравлять друг друга, как в Риге.

Но на этом исследование не закончилось. Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий